akidom, айкидом - федерация айкидо ставропольского края. Айкидо Ставрополь

Академия Айкидо Ставропольского края
Традиции античных Олимпийских игр
10 странных традиций, связанных с античными Олимпийскими играми
1. Ритуальное жертвоприношение животных
Олимпиада начиналась с того, что все атлеты шли в храм, где стояла внушительная статуя Зевса, бога-громовержца. Перед ней они оставляли кусок зарезанного кабана и давали клятву соблюдать правила Олимпийских игр. Тем не менее, это было ничто по сравнению с тем, что происходило дальше. На третий день к алтарю Зевса священники приводили сотню быков и убивали их в рамках ритуала на глазах у огромной толпы. Жареные бёдра зарезанных животных полагались богам, остальное мясо съедали люди.
10 странных традиций, связанных с античными Олимпийскими играми
2. Употребление в пищу бараньих яичек для повышения производительности
Древние греки считали бараньи яички средством, повышающим производительность. Наблюдая за евнухами и кастрированными животными, они выяснили, что между яичками и мужественностью существует некая связь. Они не особо разбирались в биологии, однако были уверены, что для обретения силы и отваги необходимо было съесть как можно больше яичек животных. В качестве альтернативы им предлагали смесь из перемолотых ослиных копыт и лепестков роз или «коктейль» из живых пчёл.
Некоторые предпочитали более грязные и подлые методы. Они пытались наложить проклятие на других участников Олимпиады. До наших дней дошли истории, повествующие о том, что атлеты во время игр могли вести себя странным образом или допускать элементарные ошибки, которые древние греки приписывали силе магии.
10 странных традиций, связанных с античными Олимпийскими играми
3. Атлеты соревновались между собой в обнажённом виде
Мы точно не знаем, почему древние греки предпочитали соревноваться на Олимпийских играх в обнажённом виде. Согласно одной легенде, эта традиция зародилась после того, как у одного бегуна во время состязаний слетела набедренная повязка. Он запутался в ней и упал, принявшись проклинать всё на свете.
По мнению других историков, греки называли наготу предметом гордости и считали, что соревноваться в одежде – это удел варваров. Как бы там ни было, они не просто ходили голыми, а устраивали целые шоу. Так, они намазывали своё тело оливковым маслом и вальяжно прохаживались взад и вперёд по стадиону, хвастаясь своими достоинствами. Людям нравилось подобное зрелище. Некоторые даже сочиняли о нём целые поэмы. Греческий поэт Вакхилид в одном из своих произведений попытался подробно рассказать, как один из атлетов бросает диск. Лирика настолько поразил этот момент, что он под впечатлением написал: «Когда огромная толпа греков окружила его, он продемонстрировал им своё прекрасное тело».
10 странных традиций, связанных с античными Олимпийскими играми
4. Кинодесмы
Некоторые атлеты предпочитали прикрывать свои интимные места так называемыми «кинодесмами». Это были специальные приспособления, похожие на суспензории, однако они повязывались на талии и прикрывали только головку полового члена. Греки носили их вовсе не из-за скромности, просто они считали крайнюю плоть невероятно ценной частью своего тела.
Длинная крайняя плоть в Древней Греции являлась каноном мужской красоты. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас произведения искусства, которые часто изображают мужчин с несуразно длинной крайней плотью.
В некоторых случаях кинодесма обладала эстетической ценностью: она помогала визуально «вытягивать» крайнюю плоть. Кинодесма была настолько популярной, что некоторые греки носили её постоянно, а не только во время Олимпийских игр.
10 странных традиций, связанных с античными Олимпийскими играми
5. Массовая проституция
Проститутки и развлечения были неотъемлемой частью древних Олимпийских игр. Женщины со всего Средиземноморья стекались в Грецию на время проведения Олимпиады, чтобы продавать свои тела. За пять дней проститутки могли получить столько денег, сколько они не заработали бы за целый год. Многие из этих женщин были бедными ткачихами, которые еле сводили концы с концами, поэтому они в дополнение к своей основной деятельности занимались проституцией.
Древние греки также любили устраивать во время Олимпийских игр различные гулянки, которые выливались в бессонные ночи и оргии до рассвета.
10 странных традиций, связанных с античными Олимпийскими играми
6. Панкратион
У древних греков был широко распространён такой вид спорта, как панкратион. Он представлял собой нечто вроде современных смешанных боевых искусств. Двое мужчин сходились в поединке, в ходе которого разрешалось использовать любой боевой стиль. Им позволялось делать всё, включая укусы, выдавливание глазных яблок и удары ниже пояса.
Некоторые из действий участников поединка были, откровенно говоря, жестокими. Боец, которого звали Состратом Сикионським, получил прозвище «Мистер Кончики Пальцев» из-за того, что ему нравилось ломать пальцы своим соперникам. Другой боец, Аррихион, рискнул собственной жизнью ради победы. Когда противник Аррихиона прижал его ногами к земле и начал душить за горло, тот сумел вывернуть ему большой палец на ноге. Из-за сильной боли атлет сдался, однако Аррихион к тому моменту уже задохнулся. Он стал первым олимпийцем, который одержал победу, будучи мёртвым.
10 странных традиций, связанных с античными Олимпийскими играми
7. Гонки на колесницах, которые убивали людей
Гонки на колесницах были невероятно опасными. Как правило, в одном заезде участвовали сорок колесниц. На поворотах их колёса блокировались, из-за чего одни из них летели под откос и разбивались, а другие травмировали ликующих зрителей (в лучшем случае).
Данный вид спорта унёс бесчисленное количество жизней. Этим вполне можно объяснить тот факт, почему состоятельные люди, у которых были колесницы, не ездили на них. Они нанимали людей, которые участвовали в гонках вместо них, поскольку не хотели рисковать собственной жизнью ради олимпийского венка
10 странных традиций, связанных с античными Олимпийскими играми
8. Гоплитодром
Последним соревнованием в Олимпийских играх был гоплитодром – бег в шлеме, металлических ножных латах и щитом в руках (общий вес доспехов составлял около 30 килограмм). Больше на их теле ничего не было. Это же олимпийцы! Как Вы помните, они презирали одежду.
В тяжёлой броне участники Олимпийских игр должны были как можно быстрее пробежать 400 метров, чтобы одержать желанную победу. Несколько лет назад современным спортсменам ради интереса предложили посоревноваться в гоплитодроме, и это была самая настоящая катастрофа. Никто из них не смог пробежать и 70 метров в полном снаряжении. После 275 метров они уже еле двигались, шатаясь из стороны в сторону.
10 странных традиций, связанных с античными Олимпийскими играми
9. Женщинам не позволяли присутствовать на Олимпийских играх
Девственницы могли наблюдать за Олимпиадой. Взрослым женщинам этого не позволяли, не считая жрицы Деметры, которая следила за ходом Олимпийских игр с алтаря, сделанного из слоновой кости.
Спартанской принцессе по имени Киниска удалось войти в команду гонщиков на колесницах. Однако она могла лишь финансировать и тренировать своих подопечных, поскольку женщинам не разрешалось ездить на колесницах. Киниска нанимала мужчин, которые участвовали в Олимпийских играх вместо неё. Ей дважды удалось стать победительницей. На стадионе, где проходила Олимпиада, даже установили памятник в её честь. Однако она так никогда и не увидела его, поскольку была женщиной.
10 странных традиций, связанных с античными Олимпийскими играми
10. Разрушение стен вокруг города победителя
С победителями Олимпийских игр обращались как с богами. В последний день Олимпиады они получали в качестве награды оливковые венки. Более того, скульпторы в их честь создавали статуи, а поэты писали поэмы и сочиняли песни. Олимпийские победители возвращались домой на колесницах с кучей денег и правом не платить налоги.
Однако некоторые победители удостаивались более высокой награды. Греки считали, что города, где жили самые сильные мужчины в мире, не нуждались в защитных стенах. По этой причине они рушили стены, позволяя победившим олимпийцам свободно войти в город.

1. Ритуальное жертвоприношение животных.

Олимпийские игры

Олимпиада начиналась с того, что все атлеты шли в храм, где стояла внушительная статуя Зевса, бога-громовержца. Перед ней они оставляли кусок зарезанного кабана и давали клятву соблюдать правила Олимпийских игр. Тем не менее, это было ничто по сравнению с тем, что происходило дальше. На третий день к алтарю Зевса священники приводили сотню быков и убивали их в рамках ритуала на глазах у огромной толпы. Жареные бёдра зарезанных животных полагались богам, остальное мясо съедали люди.

2. Употребление в пищу бараньих яичек для повышения производительности.

Олимпийские игры

Древние греки считали бараньи яички средством, повышающим производительность. Наблюдая за евнухами и кастрированными животными, они выяснили, что между яичками и мужественностью существует некая связь. Они не особо разбирались в биологии, однако были уверены, что для обретения силы и отваги необходимо было съесть как можно больше яичек животных. В качестве альтернативы им предлагали смесь из перемолотых ослиных копыт и лепестков роз или «коктейль» из живых пчёл. Некоторые предпочитали более грязные и подлые методы. Они пытались наложить проклятие на других участников Олимпиады. До наших дней дошли истории, повествующие о том, что атлеты во время игр могли вести себя странным образом или допускать элементарные ошибки, которые древние греки приписывали силе магии.

3. Атлеты соревновались между собой в обнажённом виде.

Олимпийские игры

Мы точно не знаем, почему древние греки предпочитали соревноваться на Олимпийских играх в обнажённом виде. Согласно одной легенде, эта традиция зародилась после того, как у одного бегуна во время состязаний слетела набедренная повязка. Он запутался в ней и упал, принявшись проклинать всё на свете.
По мнению других историков, греки называли наготу предметом гордости и считали, что соревноваться в одежде – это удел варваров. Как бы там ни было, они не просто ходили голыми, а устраивали целые шоу. Так, они намазывали своё тело оливковым маслом и вальяжно прохаживались взад и вперёд по стадиону, хвастаясь своими достоинствами. Людям нравилось подобное зрелище. Некоторые даже сочиняли о нём целые поэмы. Греческий поэт Вакхилид в одном из своих произведений попытался подробно рассказать, как один из атлетов бросает диск. Лирика настолько поразил этот момент, что он под впечатлением написал: «Когда огромная толпа греков окружила его, он продемонстрировал им своё прекрасное тело».

4. Кинодесмы

Олимпийские игры

Некоторые атлеты предпочитали прикрывать свои интимные места так называемыми «кинодесмами». Это были специальные приспособления, похожие на суспензории, однако они повязывались на талии и прикрывали только головку полового члена. Греки носили их вовсе не из-за скромности, просто они считали крайнюю плоть невероятно ценной частью своего тела. Длинная крайняя плоть в Древней Греции являлась каноном мужской красоты. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас произведения искусства, которые часто изображают мужчин с несуразно длинной крайней плотью. В некоторых случаях кинодесма обладала эстетической ценностью: она помогала визуально «вытягивать» крайнюю плоть. Кинодесма была настолько популярной, что некоторые греки носили её постоянно, а не только во время Олимпийских игр.

5. Массовая проституция.

Олимпийские игры

Проститутки и развлечения были неотъемлемой частью древних Олимпийских игр. Женщины со всего Средиземноморья стекались в Грецию на время проведения Олимпиады, чтобы продавать свои тела. За пять дней проститутки могли получить столько денег, сколько они не заработали бы за целый год. Многие из этих женщин были бедными ткачихами, которые еле сводили концы с концами, поэтому они в дополнение к своей основной деятельности занимались проституцией.
Древние греки также любили устраивать во время Олимпийских игр различные гулянки, которые выливались в бессонные ночи и оргии до рассвета.

6. Панкратион

Олимпийские игры

У древних греков был широко распространён такой вид спорта, как панкратион. Он представлял собой нечто вроде современных смешанных боевых искусств. Двое мужчин сходились в поединке, в ходе которого разрешалось использовать любой боевой стиль. Им позволялось делать всё, включая укусы, выдавливание глазных яблок и удары ниже пояса.
Некоторые из действий участников поединка были, откровенно говоря, жестокими. Боец, которого звали Состратом Сикионським, получил прозвище «Мистер Кончики Пальцев» из-за того, что ему нравилось ломать пальцы своим соперникам. Другой боец, Аррихион, рискнул собственной жизнью ради победы. Когда противник Аррихиона прижал его ногами к земле и начал душить за горло, тот сумел вывернуть ему большой палец на ноге. Из-за сильной боли атлет сдался, однако Аррихион к тому моменту уже задохнулся. Он стал первым олимпийцем, который одержал победу, будучи мёртвым.

7. Гонки на колесницах, которые убивали людей

Олимпийские игры

Гонки на колесницах были невероятно опасными. Как правило, в одном заезде участвовали сорок колесниц. На поворотах их колёса блокировались, из-за чего одни из них летели под откос и разбивались, а другие травмировали ликующих зрителей (в лучшем случае).
Данный вид спорта унёс бесчисленное количество жизней. Этим вполне можно объяснить тот факт, почему состоятельные люди, у которых были колесницы, не ездили на них. Они нанимали людей, которые участвовали в гонках вместо них, поскольку не хотели рисковать собственной жизнью ради олимпийского венка.

8. Гоплитодром

Олимпийские игры

Последним соревнованием в Олимпийских играх был гоплитодром – бег в шлеме, металлических ножных латах и щитом в руках (общий вес доспехов составлял около 30 килограмм). Больше на их теле ничего не было. Это же олимпийцы! Как Вы помните, они презирали одежду. В тяжёлой броне участники Олимпийских игр должны были как можно быстрее пробежать 400 метров, чтобы одержать желанную победу. Несколько лет назад современным спортсменам ради интереса предложили посоревноваться в гоплитодроме, и это была самая настоящая катастрофа. Никто из них не смог пробежать и 70 метров в полном снаряжении. После 275 метров они уже еле двигались, шатаясь из стороны в сторону.

9. Женщинам не позволяли присутствовать на Олимпийских играх

Олимпийские игры

Девственницы могли наблюдать за Олимпиадой. Взрослым женщинам этого не позволяли, не считая жрицы Деметры, которая следила за ходом Олимпийских игр с алтаря, сделанного из слоновой кости.
Спартанской принцессе по имени Киниска удалось войти в команду гонщиков на колесницах. Однако она могла лишь финансировать и тренировать своих подопечных, поскольку женщинам не разрешалось ездить на колесницах. Киниска нанимала мужчин, которые участвовали в Олимпийских играх вместо неё. Ей дважды удалось стать победительницей. На стадионе, где проходила Олимпиада, даже установили памятник в её честь. Однако она так никогда и не увидела его, поскольку была женщиной.

10. Разрушение стен вокруг города победителя

Олимпийские игры

С победителями Олимпийских игр обращались как с богами. В последний день Олимпиады они получали в качестве награды оливковые венки. Более того, скульпторы в их честь создавали статуи, а поэты писали поэмы и сочиняли песни. Олимпийские победители возвращались домой на колесницах с кучей денег и правом не платить налоги. Однако некоторые победители удостаивались более высокой награды. Греки считали, что города, где жили самые сильные мужчины в мире, не нуждались в защитных стенах. По этой причине они рушили стены, позволяя победившим олимпийцам свободно войти в город.

Феодосий I — последний император единой Римской империи своим эдиктом по борьбе с язычеством от 392 года  наложил определённые ограничения, которые сделали невозможным проведение греческих Олимпиад.

Источник

 
Наталья Ханина Способ созидать доброе, ценное, вечное

Наталья Ханина айкидо в Ставрополе

 

В моей жизни айкидо появилось 11 лет назад. Когда я пришла на первую тренировку – не представала, чем буду заниматься. Мне хотелось поддерживать свое тело в хорошей физической форме и уметь защитить себя. Но каким образом этому обучают в айкидо, я не понимала. Я и не слышала никогда о таком боевом искусстве. Тем более не могла предположить, что айкидо в будущем ляжет в основу моих научных интересов.
Сегодня я тренер. Моя собственная техника возможно не совершенна, но это не мешает мне собрать вокруг себя самых разных детей и подростков, вложить в общение и научение их душевные силы и искреннее желание помочь стать уверенными в себе, хорошими друзьями, помощниками и защитниками, воспитать в них порядочность, милосердие и доброту.
Успешность моей практики можно увидеть в том, как меняются дети, выросшие за 5 лет в стенах моего зала. Некоторые из них заходят первый раз с опаской, не доверяющие миру, испытавшие на себе человеческую злобу. Заходят и агрессивные дети, которых приводят и оставляют в очередном зале с просьбой  «сделать с ними хоть что-нибудь». Заходят яркие и открытые, активные и дружелюбные. И все они становятся одной командой, учатся дружить, общаться, помогать, беречь, а еще слышать и видеть то, что скрыто от других. Этим мы отличаемся – ученики и последователи айкидо.
Я как тренер и духовный наставник отчетливо вижу проблему нравственного развития подрастающего поколения. Неопределенность, непредсказуемость, ценностно-ориентационная неустойчивость зачастую являются характеристиками социализации современных детей и молодежи. Одна из целей моего эссе - показать значимость профилактического, корректирующего, формирующего воздействия занятий айкидо на подрастающую личность со склонностями к деструктивному поведению или его проявлениями, а также при отсутствии достаточного внимания и воспитания со стороны семьи. Именно эта тема наиболее актуальна и значима для моей практики айкидо.
Эффективное взаимодействие между людьми - есть гармоничное общение, основанное на взаимоуважении, эмпатии, взаимопомощи, доверии, тактичности. Проявление перечисленных качеств, необходимых для эффективного и гуманного общения в социуме, создается посредством воспитания нравственности в человеке, создания плодотворной социальной среды как фундамента развития личности.
Не все условия формирования личности благоприятны для ее гармоничного психологического становления. Асоциальные семьи разбавляют общество потомством с искаженными нормами мироощущения, взаимодействия.
Один из периодов раннего проявления патологий поведения личности проходит в школьные годы. В памяти каждого человека найдется место для одноклассника, отличающегося от других «сложным» характером, часто агрессивного, зачинщика конфликтов. Таким детям сложно учиться в школе, находить взаимопонимание со сверстниками и учителями, сложно строить жизнь в будущем. Лонгитюдность и цикличность данного феномена говорит о замкнутом круге передачи воспитательного опыта, воспитания собственным примером в отношении феномена «асоциальный родитель – асоциальный ребенок».
Дополняет число факторов, негативно формирующих личность, и современная цифровизация общества. Совокупность влияния асоциальной семьи и общества, в котором растёт ребенок, и высокого, часто бесконтрольного потребления всесторонней информации из электронных источников, несет большую угрозу разрушения личности. В силу неизбежной значимости цифровизации многих систем жизнеобеспечения в современном мире проблема обратной стороны негативного ее воздействия на личность носит закольцованный характер, создает эффект замкнутого круга, выйти из которого возможно при создании соответствующих условий, в числе которых и формирование благоприятного окружения.
По мнению А. Маслоу, динамика иерархии потребностей человека движется в их поочередном удовлетворении. Ребенок нуждается в еде и безопасности, любви и принадлежности, уважении и самоактуализации.
Недостаточное внимание к ребенку со стороны семьи, неудовлетворение его базовых потребностей развивает в нем ряд психологических отклонений – приводит к фрустрациям, беспокойству, замкнутости, что, в свою очередь, создает преграды в общении со сверстниками, друзьями, служит тормозящим звеном в школьной успеваемости. У ребенка появляются разноплановые личностные проблемы. Нельзя забывать о том, что в это время происходит и формирование характера.
При отсутствии необходимой психолого-педагогической коррекции личности, поведения, смены социальных условий взросления в детском возрасте, мы по прошествии лет получаем подростка с различными проявлениями патологии личности. Это конфликтность, виктимность, агрессивность, замкнутость, жестокость. Не редки суицидальные отклонения, выступающие в качестве последствий разрушительной силы деструктивного воздействия на растущую личность.
Для того чтобы «выделиться в толпе», обратить на себя внимание подростки иногда окрашивают волосы в яркие цвета, носят вызывающую одежду, совершают неожиданные поступки, создают однонаправленные группы. К сожалению, внимание, которое получают, таким образом люди, носит негативный характер, подобное поведение встречает непонимание и критику со стороны общества. А причины лежат в неудовлетворенных потребностях. Переход черты закона участниками подобных групп – явление не редкое.
Чтобы причинить вред личности, внести существенные нарушения и отклонения от нормы ее развития, негативное воздействие должно оказываться длительное время или являть собой достаточно сильное потрясение. В обоих случаях механизм дестабилизации личности запущен и необходимы условия поддержания, выравнивания психоэмоционального состояния, коррекции жизнеутверждающих ценностей, характера личности.
На помощь неустойчивой личности, вобравшей в себя хаотичную совокупность качеств, находящейся на границе поведенческого личностного дисбаланса, может прийти группа сверстников во главе с наставником, выполняющая функции корректировки и гармонизации личности посредством присущей ей идеологии. Внедрение подростка в корректирующую группу оказывает значительное воздействие на поддержание личности в трудный жизненный период, способствует формированию моральных ценностей, выравнивает нестабильное поведение личности, в частности, и способствует складу правильных, социальных общественных отношений между людьми в масштабе.
Позволю себе провести аналогию группы и толпы.
Так, Г. Лебон отмечает «поразительный факт, наблюдающийся в одухотворенной толпе: каковы бы ни были индивиды, составляющие ее, каков бы ни был их образ жизни, занятия, их характер или ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал каждый из них в отдельности».
Мы видим, что «дух толпы», группа единомышленников, сверстников, увлеченных общей идеей, интересами, имеет существенный механизм влияния на личность. Формирующими нравственное сознание группами могут быть спортивные, художественные, музыкальные коллективы; литературные, театральные кружки; секции единоборств. Дезориентирующими личность группами выступают уличные сборища девиантных подростков, секты, банды, созданные в криминальных целях.
Очень важно понимать, что «пустое место старается заполниться». Человек – существо социальное, и потому любой индивид нуждается в общении. Подросток, в силу возраста, имеет большую необходимость в поддержке сверстников, самоутверждении, лидерстве. Группа способна выступить гарантом безопасности и восполнить неудовлетворенную соответствующую потребность.
Подростковый возраст конфликтен по своей сути, так как в данном периоде взросления ребенок находится в противоречии с собой и окружающим миром; подросток не владеет конструктивными формами поведения в конфликте. Выделяют три вида конфликтов: борьба за статус в группе; конкуренция за внимание противоположного пола; буллинг или травля по физиологическим признакам.
Из сказанного можно сделать вывод, что группа может выступать как стабилизирующий, так и дестабилизирующий фактор в формировании личности. Важно, к какой группе отнесет себя человек. Выбор жизненного направления, личного пространства происходит при помощи родителей, близкого окружения (по совету, наставлению, в отдельных случаях указанию) или по личному убеждению (в случае отсутствия наставнической помощи семьи или отрицания этой помощи, чужого мнения). Скорее всего, группа, в которой окажется подросток, будет сходна по своим признакам с окружением, в котором подросток формируется как личность до момента попадания в группу. Иными словами, привычные формы психологического воздействия, психологического климата, социального окружения являются наиболее комфортными для дальнейшего существования. На практике это ребенок из неблагополучной семьи, попадающий в группу девиантных подростков; или ребенок из семьи ученых, художников, музыкантов, связывающий свою жизнь с группой с аналогичными интересами, становится ученым, спортсменом, творческим деятелем. Вероятность цикличности выбора выступает здесь отражением закономерности принятия решений в силу определенных факторов устройства психики.
Группа имеет свои правила, обычаи, ценности. Попадая в новую группу, которая является нравственно выше, чем предыдущая, человек имеет шансы поднять свое социальное положение, жизненный тонус, наладить отношения с окружающими, добиться гармонизации в своем внутреннем мире. Фактором, побуждающим индивида на смену социальных групп, может служить осознание пагубности влияния нахождения его в определенном обществе, даже в определенных жизненных обстоятельствах. Хорошо, когда о внутреннем устройстве определенной группы известно человеку до вступления в нее, или когда есть возможность выбора, размышлений, стороннего наблюдения, оценки группы. К сожалению, у детей и подростков такая возможность есть не всегда (в силу возраста, отсутствия жизненного опыта, знаний).
Коллектив учеников восточного боевого искусства айкидо во главе с тренером-наставником является социальной группой, имеющей свои интересы, обычаи, установки, правила, свою атмосферу. В основе фундаментальной идеологической составляющей айкидо лежит восточное учение, имеющее религиозные корни возникновения, структуру, ценности. Гуманизм, миролюбие, толерантность – «три кита», держащих на себе основу идеологии.
По мнению Т. Нобуеси, «это искусство развивалось особым образом, ставя своей целью достижение высокого состояния человеческого сознания..».
Осава Сихан, старейший мастер айкидо, объясняет, что «айкидо –  это поиск истинной свободы, это поиск, который подобно пекарю, вымешивающему тесто, формирует нас, а не способ разрушения».
Айкидо создано в послевоенное время на стыке нескольких боевых искусств, в том числе айкидзюцу, а также содержит в себе бусидо – традиционную философию и жизненные принципы, определявшие нормы поведения и обучения японских самураев.
Уильям Глисон поясняет, что «в течение многих веков кодекс бусидо составлял основу традиционного образования в Японии, воспитывая в людях чувство справедливости, мужество, нравственность и милосердие».
Айкидо, по мнению автора, «это современная форма будо, воплощающая в себя сущность синто – исконной религии Японии и духовной основы ее культуры».
Здесь важно пояснение автора о том, что изначальное синто предшествует религии, это традиция, уходящая корнями за пределы письменной истории.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что айкидо, совместно с его общеизвестной функцией самозащиты, представляет также собой систему духовного обучения.
Представляет интерес для понимания корректирующей, направляющей функции айкидо перевод Т. Нобуеси японских иероглифов в основной терминологии. Так, например, японское слово «сидо» переводится как «направлять», «показывать», «обучать». «Си» значит палец. «До» переводится как «путь», изображается как рука, задающая направление. Иероглиф «дзюцу» (как мы выяснили выше, айкидзюцу – это боевое искусство, выступающее родоначальником айкидо), состоит из двух частей: «идти» и «злак». Вместе данное сочетание, по мнению автора, «указывает на того, кто блуждает в поле, пытаясь выйти на верную дорогу».
Исторически сложились определенные нормы этикета, применяемые в залах айкидо во всем мире.
В группе между учениками и тренером образуется сплоченность благодаря совокупности правил и ценностей, что делает учащихся близкими духом и телом. Данное состояние достигается также ввиду интенсивной тактильной межличностной работы. За счет того, что практика айкидо предполагает физически близкое нахождение людей рядом друг с другом, во время выполнения техник и приемов повышается уровень доверия в группе между учениками, между учениками и учителем. Одним из важных факторов проявления абсолютного доверия во время занятия является предоставление одним из практикующих в зале какой-либо части своего тела (как правило, это рука, пальцы, шея) или же всего тела для отработки навыка другим учеником. Оба партера в данном случае соблюдают правило, запрещающее наносить травмы в процессе или результате совершения техник и приемов в зале боевого искусства.
Проникаясь неукоснительным уважением друг к другу, следуя гуманистическим принципам айкидо, ученики и наставники являют собой особые группы людей, отличающиеся сплоченностью, стремлением к саморазвитию личности и ставящие целью гармонизацию общества.
Таким образом, благодаря влиянию тренировок в группе айкидо, гармония достигается и в личности ученика и в его окружении в целом. Принятое уважительное обращение тренера на «вы» ко всем ученикам в зале, независимо от их возраста, социального положения в обществе, половой или расовой принадлежности, подчеркивает значимость личности.
В рамках обучения айкидо применяются способы положительного воздействия на подростка в противовес деструктивному воздействию уличных асоциальных групп.
И еще, хочу добавить, что преподавать айкидо это большая ответственность. Важно правильно преподнести материал, с учетом особенностей воспитания и взглядов своей аудитории, чтобы не допустить бездумного применения полученных навыков, противоречащего принципам айкидо. Задача тренера восточного боевого искусства создать фундаментальную идеологическую базу своего учения, поставить ее во главе преподавательского направления и только на ее основе обучать приемам самозащиты. Я всегда говорю своим ученикам: «Сначала вы изучите и примете основные требования этикета восточного боевого искусства, принятого в айкидо, будете неукоснительно соблюдать принципы уважения, поддержки, равноправия, мира, добра, понимания и только потом я смогу показать и научить вас боевым приемам и техникам».
Только после того, как были изучены и приняты ценности этикета и отношений, предусмотренных философией и религиозной основой айкидо, ученик может безопасно обучаться навыкам и приемам боевого искусства. Важно то – где, против кого и при каких условиях будут применяться полученные знания. Ведь человек, повторяющий одни и те же движения, в определенных условиях, на протяжении длительного времени обучает свое тело автоматизированным навыкам. Его тело становится опасным – оно способно искусно убить или защитить, принести вред или пользу. Здесь важно сохранять над ним власть, добротельный разум. Обучать физическим приемам, не заботясь о том, в каких духовных условиях проходит тренировка это крайне опасный, необдуманный шаг преподавателя. В каком нравственном ареоле проходят занятия, в какой среде происходит впитывание телом боевых навыков, станет ключевым моментом при использовании своего знания в реальной ситуации. Автоматизация физического тела приходит в точку невозврата, когда посредством длительного повторения движений в ответ на провоцирующий триггер, мышечная память настолько глубоко пропитана заученым свойством, что в сознании перестает нуждаться. Это и называется автоматизм. Он разрушителен при воспитании тела в отсутствии воспитания духа. И он - великолепное невидимое оружие в руках доблестного и справедливого, гуманного человека, способное спасти жизнь ему и близким.
Я учусь в аспирантуре и работаю над научной диссертацией в доказательной области благотворного влияния айкидо на формирование способностей подрастающего поколения. Одной из основных задач моих практик и научных исследований, таких как ведение тренировок, разработка методических пособий, написание статей в научные журналы, участие в региональных и международных конференциях, является популяризация айкидо на вышеуказанных уровнях.
Подводя итог своему эссе, я делаю вывод о том, что каждый человек является социальным существом и нуждается в общении. У человека есть набор базовых потребностей, недостаточное удовлетворение которых ведет к разрушению целостности личности, к проявлению различных форм ее отклонения. Айкидо является средством профилактики деструктивного поведения в детско-юношеской среде, обладает формирующим духовным действием. Принадлежность к какой-либо группе является важным выбором, оказывающим непосредственное влияние на личность и жизнь человека.
Прошу читателя извинить меня за сложный научный язык. В последнее время мне приходится мыслить именно на нем. За тему, которая затронута в эссе. Возможно она не находит отклик в каждом, но представляется мне важной и актуальность ее неустанно растет в современном мире. Дети – это будущее планеты. Айкидо - это боевое искусство, цель которого не разрушить, а создать. Воспитание детей в айкидо - это способ созидать доброе, ценное, вечное..

В моей жизни айкидо появилось 11 лет назад. Когда я пришла на первую тренировку – не представала, чем буду заниматься. Мне хотелось поддерживать свое тело в хорошей физической форме и уметь защитить себя. Но каким образом этому обучают в айкидо, я не понимала. Я и не слышала никогда о таком боевом искусстве. Тем более не могла предположить, что айкидо в будущем ляжет в основу моих научных интересов.

Сегодня я тренер. Моя собственная техника возможно не совершенна, но это не мешает мне собрать вокруг себя самых разных детей и подростков, вложить в общение и научение их душевные силы и искреннее желание помочь стать уверенными в себе, хорошими друзьями, помощниками и защитниками, воспитать в них порядочность, милосердие и доброту.

Успешность моей практики можно увидеть в том, как меняются дети, выросшие за 5 лет в стенах моего зала. Некоторые из них заходят первый раз с опаской, не доверяющие миру, испытавшие на себе человеческую злобу. Заходят и агрессивные дети, которых приводят и оставляют в очередном зале с просьбой  «сделать с ними хоть что-нибудь». Заходят яркие и открытые, активные и дружелюбные. И все они становятся одной командой, учатся дружить, общаться, помогать, беречь, а еще слышать и видеть то, что скрыто от других. Этим мы отличаемся – ученики и последователи айкидо.

Я как тренер и духовный наставник отчетливо вижу проблему нравственного развития подрастающего поколения. Неопределенность, непредсказуемость, ценностно-ориентационная неустойчивость зачастую являются характеристиками социализации современных детей и молодежи. Одна из целей моего эссе - показать значимость профилактического, корректирующего, формирующего воздействия занятий айкидо на подрастающую личность со склонностями к деструктивному поведению или его проявлениями, а также при отсутствии достаточного внимания и воспитания со стороны семьи. Именно эта тема наиболее актуальна и значима для моей практики айкидо.  

Эффективное взаимодействие между людьми - есть гармоничное общение, основанное на взаимоуважении, эмпатии, взаимопомощи, доверии, тактичности. Проявление перечисленных качеств, необходимых для эффективного и гуманного общения в социуме, создается посредством воспитания нравственности в человеке, создания плодотворной социальной среды как фундамента развития личности.

Не все условия формирования личности благоприятны для ее гармоничного психологического становления. Асоциальные семьи разбавляют общество потомством с искаженными нормами мироощущения, взаимодействия.

Один из периодов раннего проявления патологий поведения личности проходит в школьные годы. В памяти каждого человека найдется место для одноклассника, отличающегося от других «сложным» характером, часто агрессивного, зачинщика конфликтов. Таким детям сложно учиться в школе, находить взаимопонимание со сверстниками и учителями, сложно строить жизнь в будущем. Лонгитюдность и цикличность данного феномена говорит о замкнутом круге передачи воспитательного опыта, воспитания собственным примером в отношении феномена «асоциальный родитель – асоциальный ребенок».

Дополняет число факторов, негативно формирующих личность, и современная цифровизация общества. Совокупность влияния асоциальной семьи и общества, в котором растёт ребенок, и высокого, часто бесконтрольного потребления всесторонней информации из электронных источников, несет большую угрозу разрушения личности. В силу неизбежной значимости цифровизации многих систем жизнеобеспечения в современном мире проблема обратной стороны негативного ее воздействия на личность носит закольцованный характер, создает эффект замкнутого круга, выйти из которого возможно при создании соответствующих условий, в числе которых и формирование благоприятного окружения.

По мнению А. Маслоу, динамика иерархии потребностей человека движется в их поочередном удовлетворении. Ребенок нуждается в еде и безопасности, любви и принадлежности, уважении и самоактуализации.

Недостаточное внимание к ребенку со стороны семьи, неудовлетворение его базовых потребностей развивает в нем ряд психологических отклонений – приводит к фрустрациям, беспокойству, замкнутости, что, в свою очередь, создает преграды в общении со сверстниками, друзьями, служит тормозящим звеном в школьной успеваемости. У ребенка появляются разноплановые личностные проблемы. Нельзя забывать о том, что в это время происходит и формирование характера. При отсутствии необходимой психолого-педагогической коррекции личности, поведения, смены социальных условий взросления в детском возрасте, мы по прошествии лет получаем подростка с различными проявлениями патологии личности. Это конфликтность, виктимность, агрессивность, замкнутость, жестокость. Не редки суицидальные отклонения, выступающие в качестве последствий разрушительной силы деструктивного воздействия на растущую личность.

Для того чтобы «выделиться в толпе», обратить на себя внимание подростки иногда окрашивают волосы в яркие цвета, носят вызывающую одежду, совершают неожиданные поступки, создают однонаправленные группы. К сожалению, внимание, которое получают, таким образом люди, носит негативный характер, подобное поведение встречает непонимание и критику со стороны общества. А причины лежат в неудовлетворенных потребностях. Переход черты закона участниками подобных групп – явление не редкое.

Чтобы причинить вред личности, внести существенные нарушения и отклонения от нормы ее развития, негативное воздействие должно оказываться длительное время или являть собой достаточно сильное потрясение. В обоих случаях механизм дестабилизации личности запущен и необходимы условия поддержания, выравнивания психоэмоционального состояния, коррекции жизнеутверждающих ценностей, характера личности.

На помощь неустойчивой личности, вобравшей в себя хаотичную совокупность качеств, находящейся на границе поведенческого личностного дисбаланса, может прийти группа сверстников во главе с наставником, выполняющая функции корректировки и гармонизации личности посредством присущей ей идеологии.

Внедрение подростка в корректирующую группу оказывает значительное воздействие на поддержание личности в трудный жизненный период, способствует формированию моральных ценностей, выравнивает нестабильное поведение личности, в частности, и способствует складу правильных, социальных общественных отношений между людьми в масштабе.

Позволю себе провести аналогию группы и толпы.Так, Г. Лебон отмечает «поразительный факт, наблюдающийся в одухотворенной толпе: каковы бы ни были индивиды, составляющие ее, каков бы ни был их образ жизни, занятия, их характер или ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал каждый из них в отдельности». Мы видим, что «дух толпы», группа единомышленников, сверстников, увлеченных общей идеей, интересами, имеет существенный механизм влияния на личность. Формирующими нравственное сознание группами могут быть спортивные, художественные, музыкальные коллективы; литературные, театральные кружки; секции единоборств.

Дезориентирующими личность группами выступают уличные сборища девиантных подростков, секты, банды, созданные в криминальных целях. Очень важно понимать, что «пустое место старается заполниться». Человек – существо социальное, и потому любой индивид нуждается в общении. Подросток, в силу возраста, имеет большую необходимость в поддержке сверстников, самоутверждении, лидерстве. Группа способна выступить гарантом безопасности и восполнить неудовлетворенную соответствующую потребность. Подростковый возраст конфликтен по своей сути, так как в данном периоде взросления ребенок находится в противоречии с собой и окружающим миром; подросток не владеет конструктивными формами поведения в конфликте.

Выделяют три вида конфликтов: борьба за статус в группе; конкуренция за внимание противоположного пола; буллинг или травля по физиологическим признакам. Из сказанного можно сделать вывод, что группа может выступать как стабилизирующий, так и дестабилизирующий фактор в формировании личности. Важно, к какой группе отнесет себя человек. Выбор жизненного направления, личного пространства происходит при помощи родителей, близкого окружения (по совету, наставлению, в отдельных случаях указанию) или по личному убеждению (в случае отсутствия наставнической помощи семьи или отрицания этой помощи, чужого мнения). Скорее всего, группа, в которой окажется подросток, будет сходна по своим признакам с окружением, в котором подросток формируется как личность до момента попадания в группу. Иными словами, привычные формы психологического воздействия, психологического климата, социального окружения являются наиболее комфортными для дальнейшего существования.

На практике это ребенок из неблагополучной семьи, попадающий в группу девиантных подростков; или ребенок из семьи ученых, художников, музыкантов, связывающий свою жизнь с группой с аналогичными интересами, становится ученым, спортсменом, творческим деятелем. Вероятность цикличности выбора выступает здесь отражением закономерности принятия решений в силу определенных факторов устройства психики. Группа имеет свои правила, обычаи, ценности. Попадая в новую группу, которая является нравственно выше, чем предыдущая, человек имеет шансы поднять свое социальное положение, жизненный тонус, наладить отношения с окружающими, добиться гармонизации в своем внутреннем мире. Фактором, побуждающим индивида на смену социальных групп, может служить осознание пагубности влияния нахождения его в определенном обществе, даже в определенных жизненных обстоятельствах. Хорошо, когда о внутреннем устройстве определенной группы известно человеку до вступления в нее, или когда есть возможность выбора, размышлений, стороннего наблюдения, оценки группы. К сожалению, у детей и подростков такая возможность есть не всегда (в силу возраста, отсутствия жизненного опыта, знаний).

Коллектив учеников восточного боевого искусства айкидо во главе с тренером-наставником является социальной группой, имеющей свои интересы, обычаи, установки, правила, свою атмосферу. В основе фундаментальной идеологической составляющей айкидо лежит восточное учение, имеющее религиозные корни возникновения, структуру, ценности. Гуманизм, миролюбие, толерантность – «три кита», держащих на себе основу идеологии.

По мнению Т. Нобуеси, «это искусство развивалось особым образом, ставя своей целью достижение высокого состояния человеческого сознания..». 

Осава Сихан, старейший мастер айкидо, объясняет, что «айкидо –  это поиск истинной свободы, это поиск, который подобно пекарю, вымешивающему тесто, формирует нас, а не способ разрушения». 

Айкидо создано в послевоенное время на стыке нескольких боевых искусств, в том числе айкидзюцу, а также содержит в себе бусидо – традиционную философию и жизненные принципы, определявшие нормы поведения и обучения японских самураев.

Уильям Глисон поясняет, что «в течение многих веков кодекс бусидо составлял основу традиционного образования в Японии, воспитывая в людях чувство справедливости, мужество, нравственность и милосердие». Айкидо, по мнению автора, «это современная форма будо, воплощающая в себя сущность синто – исконной религии Японии и духовной основы ее культуры». Здесь важно пояснение автора о том, что изначальное синто предшествует религии, это традиция, уходящая корнями за пределы письменной истории.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что айкидо, совместно с его общеизвестной функцией самозащиты, представляет также собой систему духовного обучения.

Представляет интерес для понимания корректирующей, направляющей функции айкидо перевод Т. Нобуеси японских иероглифов в основной терминологии. Так, например, японское слово «сидо» переводится как «направлять», «показывать», «обучать». «Си» значит палец. «До» переводится как «путь», изображается как рука, задающая направление.

Иероглиф «дзюцу» (как мы выяснили выше, айкидзюцу – это боевое искусство, выступающее родоначальником айкидо), состоит из двух частей: «идти» и «злак». Вместе данное сочетание, по мнению автора, «указывает на того, кто блуждает в поле, пытаясь выйти на верную дорогу».

Исторически сложились определенные нормы этикета, применяемые в залах айкидо во всем мире. В группе между учениками и тренером образуется сплоченность благодаря совокупности правил и ценностей, что делает учащихся близкими духом и телом. Данное состояние достигается также ввиду интенсивной тактильной межличностной работы. За счет того, что практика айкидо предполагает физически близкое нахождение людей рядом друг с другом, во время выполнения техник и приемов повышается уровень доверия в группе между учениками, между учениками и учителем. Одним из важных факторов проявления абсолютного доверия во время занятия является предоставление одним из практикующих в зале какой-либо части своего тела (как правило, это рука, пальцы, шея) или же всего тела для отработки навыка другим учеником. Оба партера в данном случае соблюдают правило, запрещающее наносить травмы в процессе или результате совершения техник и приемов в зале боевого искусства.

Проникаясь неукоснительным уважением друг к другу, следуя гуманистическим принципам айкидо, ученики и наставники являют собой особые группы людей, отличающиеся сплоченностью, стремлением к саморазвитию личности и ставящие целью гармонизацию общества.Таким образом, благодаря влиянию тренировок в группе айкидо, гармония достигается и в личности ученика, и в его окружении в целом. Принятое уважительное обращение тренера на «вы» ко всем ученикам в зале, независимо от их возраста, социального положения в обществе, половой или расовой принадлежности, подчеркивает значимость личности.

В рамках обучения айкидо применяются способы положительного воздействия на подростка в противовес деструктивному воздействию уличных асоциальных групп.

И еще, хочу добавить, что преподавать айкидо это большая ответственность. Важно правильно преподнести материал, с учетом особенностей воспитания и взглядов своей аудитории, чтобы не допустить бездумного применения полученных навыков, противоречащего принципам айкидо. Задача тренера восточного боевого искусства создать фундаментальную идеологическую базу своего учения, поставить ее во главе преподавательского направления и только на ее основе обучать приемам самозащиты. Я всегда говорю своим ученикам: «Сначала вы изучите и примете основные требования этикета восточного боевого искусства, принятого в айкидо, будете неукоснительно соблюдать принципы уважения, поддержки, равноправия, мира, добра, понимания и только потом я смогу показать и научить вас боевым приемам и техникам».

Только после того, как были изучены и приняты ценности этикета и отношений, предусмотренных философией и религиозной основой айкидо, ученик может безопасно обучаться навыкам и приемам боевого искусства. Важно то – где, против кого и при каких условиях будут применяться полученные знания. Ведь человек, повторяющий одни и те же движения, в определенных условиях, на протяжении длительного времени обучает свое тело автоматизированным навыкам. Его тело становится опасным – оно способно искусно убить или защитить, принести вред или пользу. Здесь важно сохранять над ним власть, добротельный разум. Обучать физическим приемам, не заботясь о том, в каких духовных условиях проходит тренировка это крайне опасный, необдуманный шаг преподавателя. В каком нравственном ареоле проходят занятия, в какой среде происходит впитывание телом боевых навыков, станет ключевым моментом при использовании своего знания в реальной ситуации.

Автоматизация физического тела приходит в точку невозврата, когда посредством длительного повторения движений в ответ на провоцирующий триггер, мышечная память настолько глубоко пропитана заученым свойством, что в сознании перестает нуждаться. Это и называется автоматизм. Он разрушителен при воспитании тела в отсутствии воспитания духа. И он - великолепное невидимое оружие в руках доблестного и справедливого, гуманного человека, способное спасти жизнь ему и близким.

Я учусь в аспирантуре и работаю над научной диссертацией в доказательной области благотворного влияния айкидо на формирование способностей подрастающего поколения. Одной из основных задач моих практик и научных исследований, таких как ведение тренировок, разработка методических пособий, написание статей в научные журналы, участие в региональных и международных конференциях, является популяризация айкидо на вышеуказанных уровнях. 

Подводя итог своему эссе, я делаю вывод о том, что каждый человек является социальным существом и нуждается в общении. У человека есть набор базовых потребностей, недостаточное удовлетворение которых ведет к разрушению целостности личности, к проявлению различных форм ее отклонения.

Айкидо является средством профилактики деструктивного поведения в детско-юношеской среде, обладает формирующим духовным действием. Принадлежность к какой-либо группе является важным выбором, оказывающим непосредственное влияние на личность и жизнь человека.

Прошу читателя извинить меня за сложный научный язык. В последнее время мне приходится мыслить именно на нем. За тему, которая затронута в эссе. Возможно она не находит отклик в каждом, но представляется мне важной и актуальность ее неустанно растет в современном мире.

Дети – это будущее планеты. Айкидо - это боевое искусство, цель которого не разрушить, а создать. Воспитание детей в айкидо - это способ созидать доброе, ценное, вечное...

© Наталья Ханина

 

 
ирисов нежность
ирисов нежность 
крадёт поцелуями
игривый ветер
 
Гармоничное пространство

Природная гармония основывается на том,

что каждому существу или вещи определены

в этом мире своё место и время.

Рольф Брандт. 

Каждый человек живёт в окружении людей: родители, родственники, соседи, одноклассники, учителя, коллеги. Постоянное взаимодействие с окружающими людьми побуждает нас представлять себе невидимые границы пространства личной территории, где мы чувствуем себя в безопасности. Это безопасное пространство, в котором нам комфортно – личная территория обозначается в боевом искусстве айкидо термином маай 間合 гармоничное пространство. 

Личное пространство – естественное стремление к безопасности стоит на втором по значимости уровне потребностей человека после удовлетворения физиологических потребностей согласно Абрахаму Маслоу.

Пирамида потребностей Абрахама Маслоу

Когда кто-либо вторгается в наше личное пространство, мы можем испытывать дискомфорт, тревогу, раздражение. Для того чтобы уменьшить внутреннее напряжение, вызванное вторжением в личное пространство, необходимо уединиться либо отстранить от себя токсичное окружение, либо изменить своё отношение к происходящему. Каждый сам определяет каких людей, в какое время, на какое расстояние допускать в личное пространство.

Назначение личного пространства:

• защита жизненно-важных интересов;

• контроль своих эмоций;

• избегание стресса; 

• восстановление жизненных сил;

• нормализация психологического фона;

• способ выявления собственных потребностей и желаний для постановки целей;

• творчество в избранном виде деятельности.

Отсутствие личного пространства – прямой путь к депрессии и конфликтам с окружающими.

Границы личного пространства определяются нашим физическим, психологическим, душевным состоянием и временем. Условные границы личного пространства во времени могут расширяться или сокращаться. Нарушение границ личного пространство возможно на физическом уровне – вторжением субъектов (люди) либо объектов (животные, предметы); на эмоциональном уровне – провокация негативных эмоций (сквернословие, резкие запахи); на ментальном уровне – генерация отрицательных образов (деструктивный контент). 

Дистанция взаимодействия с окружающими
Ближняя дистанция тикама 近間 образуется пространством внутри вытянутых рук – пространство рукопожатий, объятий, поцелуев, доверительного диалога с друзьями, родственниками, коллегами по работе. В боевом искусстве с этой дистанции возможны захваты или удары без сближения. Атакуя с короткой дистанции, невозможно вложить инерцию движения тела в удар – этот удар несколько слабее, но быстрее. Если кто-то незнакомый «вторгается» в эту дистанцию мы испытываем дискомфорт, тревогу. 

Средняя дистанция утима  内間 за границей вытянутых рук на расстоянии от одного до трёх шагов. Допускаем на этой дистанции деловое общение с коллегами, знакомство, партнёрские отношения.  Для сокращения расстояния с целью атаки противнику необходимо сделать шаг, два шага вперёд, вложив в удар инерцию движения тела – это оптимальная дистанция для самообороны. В повседневной жизни на этой дистанции начинается конфликт с обмена взглядами, жестами, бранными словами на повышенных тонах.

Длинная дистанция между людьми тома 遠間 от трёх шагов и более. Самая безопасная и комфортная дистанция в кругу незнакомых лиц. Подходит для общения в больших группах во время семинаров, тренингов, вечерних прогулках по улицам города. Дистанция тома позволяет избегать физического столкновения, негативных контактов, переходящих в драку. 

Если кто-либо неоправданно нарушает ваши личные границы, у вас могут проявиться сигналы нарастающей тревоги, беспокойства: учащается сердцебиение, появляется сухость в горле, дрожь в коленях, спазм диафрагмы, поднимается давление. 

По этой причине вы чувствуете восстановление сил и положительный заряд на рыбалке, в горах, в лесу, на диких пляжах. С другой стороны, семейная жизнь, дружба, работа требуют умения эффективной коммуникации на близкой и средней дистанции. 

Для того чтобы быть психологически устойчивым к внешним изменениям, стрессам и адекватно реагировать на угрозу, каждому необходимо поддерживать комфортное расстояние до окружающих нас людей.

От чего зависят личные границы?

Психологические границы дозволенного зависят от нескольких факторов:

• Место проживания. Жители густонаселенных городских застроек постоянно находятся в окружении незнакомых людей в транспорте, магазинах, городских улицах – это фактор стресса. Человек привыкает жить в состоянии нарушенных личных границ, что само по себе провоцирует негативный отрицательный заряд. Невозможность отдалиться от незнакомцев в магазинах, в транспорте провоцирует двигательные паттерны – опущенный вниз взгляд, закрытые позы, поникшие плечи, мелкие шаги. Понурый внешний вид провоцирует подавленные эмоции и мелочное мышление. 

• Культура и исторические традиции народов. На размер личных границ влияет принадлежность к той или иной народности. На Северном Кавказе с незнакомыми людьми принято общаться вплотную, на близкой дистанции. Для жителей российских деревень нормальное общение устанавливается на расстоянии от трёх шагов и более.
 
• Воспитание в семье. Роль отца – выстраивание границ дозволенного, воспитание уважения к себе и окружающим. Зачастую нарушитель общественного порядка громкой музыкой, бранными словами, участники драк вырастали в неполной семье, где роль воспитателя отводилась матери. Мама в разводе либо испытывает чувство вины перед ребёнком и балует его вседозволенностью, либо чрезмерно строга. Дети из полных семей, выросшие в семьях, чьи личные границы принято учитывать, относятся к окружающим с уважением.

• Черты характера и тип личности. Интроверты замкнуты и тревожны, чувствуют себя в безопасности не далее своих вытянутых рук. Они стараются держаться обособленно, сами не нарушают чужих границ и менее агрессивны. Экстраверты чаще всего открыты, легко идут на контакт с незнакомыми людьми, допуская их ближе к себе. 

• Уровень самооценки. Люди с низкой самооценкой чаще вторгаются в чужое пространство и позволяют делать это другим. Чем выше самооценка, тем увереннее поведение в социуме, а значит тем уважительнее отношение к своим и чужим границам.

• Здоровье. Близорукость подталкивает к более близкой дистанции общения, дальнозоркость к дальней. Если человек болеет, то и говорить он будет тише, чтобы с ним общаться придётся быть ближе к нему.
Чувство гармоничной дистанции, тактичность – навык, которому можно и нужно научится. 

Алгоритм сохранения гармоничного пространства

1. Наблюдайте за своим поведением и учитесь распознавать невербальные знаки общения. Негативную реакцию людей на нарушение границ вы можете заметить по положению тела, мимике лица, движению на отстранение. Маловероятно, что вам скажут напрямую о дискомфорте, но у собеседника будет накапливаться раздражение. Учитесь говорить о своём напряжении, когда вторгаются в ваше личное пространство или вытягивайте вперёд руку, отстраняя собеседника на должное расстояние. Этот навык поможет сохранить вам здоровье – на близкой дистанции трудно отреагировать на внезапную атаку хулигана. 

2. Найдите себе увлечение, которое позволит удалятся на некоторое время от родственников. Для сохранения гармонии в отношениях с любимыми людьми вы можете иметь личное время на тренировки, коллекционирование, чтение, встречу с коллегами, друзьями. 

3. Определите себе вашу «территорию» в квартире, офисе – это может быть отдельная комната, удобное кресло, рабочий стол. На своей «территории» только вы устанавливаете свои правила расположения предметов, и никто не должен брать вещи без вашего ведома. Это же касается смартфона, компьютера, гаджетов индивидуального пользования. Для сохранения добрых отношений ослабьте контроль за членами семьи. Доверительный разговор с близкими об определенных правилах поведения поможет избежать недовольства в будущем. Это необходимо для сохранения здорового эмоционального фона в семье. 

4. Соблюдайте информационную гигиену, ограничивая поток негативного контента. Информация извне влияет на ваши образы и мировоззрение, что в свою очередь побуждает совершать те или иные поступки. Повторяющиеся поступки закрепляют привычку. Приобретённые привычки вырабатывают характер. Характер формирует судьбу – фундаментальные отношения, которые управляют жизненным порядком и человеческим поведением.

5. Возьмите уроки самообороны или регулярно посещайте тренировки – это повысит вашу самооценку и сформирует двигательные паттерны поведения в экстремальной ситуации. Дух уважения к соратникам по боевому искусству, психологическая устойчивость, приёмы самозащиты помогают чувствовать безопасную дистанцию.  

6. Вам может потребоваться помощь психолога в том случае, если вы подверглись агрессии и ваше поведение вас угнетает. Так как негативному воздействию подверглась не только психика, но и тело, то лучшим выбором будет работа психотерапевтического кинезиолога, который гораздо эффективнее проработает вашу проблему на ментальном, эмоциональном и, что крайне важно, телесном уровне. 


Право человека на гармоничную дистанцию – базовая потребность для конструктивного взаимодействия с окружающим миром в позитивном эмоциональном заряде. Воспитанный человек, чувствуя гармоничную дистанцию, не нарушает границы других с целью возвысить себя над другими. Если же неадекватный человек нарушает ваше личное пространство преднамеренно – он пытается подчинить вас своей злой воле, для таких случаев в вашем арсенале должен быть алгоритм поведения: мимика, жесты, слова, активные защитные действия.

Рекомендации психотерапевтического кинезиолога
Право человека на гармоничную дистанцию – базовая потребность для конструктивного взаимодействия с окружающим миром в позитивном эмоциональном заряде. Воспитанный человек, чувствуя гармоничную дистанцию, не нарушает границы других с целью возвысить себя над другими. Если же неадекватный человек нарушает ваше личное пространство преднамеренно – он пытается подчинить вас своей злой воле, для таких случаев в вашем арсенале должен быть алгоритм поведения: мимика, жесты, слова, активные защитные действия.
педагоги  дополнительного  образования  по  айкидо
МБУ ДО Центр внешкольной работы Промышленного района
города Ставрополя

 
Геннадий Витальевич Михайловский 4 дан айкидо Айкикай
Геннадий Витальевич Михайловский 3 дан айкидо Айкикай
• стаж практики у Ханина А.Б. с 2002 года;
• аттестация на 3 дан июнь 2021 года, экзаменатор Тэцутака Сугавара;
• образование Ставропольское высшее военное авиационное училище лётчиков и штурманов имени маршала авиации Судца;
• участвовал в семинарах Ставропольского края по айкидо;
• участник  международных семинаров по айкидо под руководством: Нобуюки Ватанабэ 8 дан, Тэцутака Сугавара 7 дан, Мартин Грубер 6 дан, .
• возглавляет  школу айкидо в Михайловске, СНИИСХ, Никонова 55 Ставропольского края.

Геннадий Михайловский 3 дан айкидо Айкикай

Телефон +7 928 007 7785

• стаж практики у Ханина А.Б. с 2002 года;

4 дан июнь 2024 года;

• образование Ставропольское высшее военное авиационное училище лётчиков и штурманов имени маршала авиации Судца;

• участник семинаров Ставропольского края по айкидо;

• организовал семинары по айкидо в Михайловске;

• участник  международных семинаров по айкидо под руководством: Нобуюки Ватанабэ 8 дан, Тэцутака Сугавара 7 дан, Мартин Грубер 6 дан

• возглавляет  школу айкидо в Михайловске, СНИИСХ, улица Никонова 55. 

 

айкидо в Михайловске
 
<< Первая < Предыдущая 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Следующая > Последняя >>

Страница 11 из 269
Рейтинг@Mail.ru